Листая страницы истории
ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА СПАССКА-ДАЛЬНЕГО В ДОКУМЕНТАХ АРХИВНОГО ОТДЕЛА
В прошлом году архивным отделом Администрации городского округа Спасск-Дальний был подготовлен цикл статей, посвящённых истории предприятий лёгкой промышленности, а также организаций, предоставлявших населению различные услуги. В преддверии очередного Дня города предлагаем читателям историю ещё нескольких предприятий и организаций, действовавших на территории Спасска-Дальнего.
РЕДАКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «МАЯК»
1 октября 1930 года вышел в свет первый номер газеты «Приханкайская правда» органа Спасского районного комитета ВКП(б), райисполкома и райпрофбюро (позже – Спасского городского Совета). Тираж на тот момент составлял 2500 экземпляров. Ответственным редактором был Ф.Д. Хохлов. Газета выходила 2 раза в пятидневку.
1 мая 1962 года редакция газеты «Приханкайская правда», выпустив № 5035, сообщила, что с 5 мая подписчики будут получать межрайонную газету «Маяк коммунизма». В соответствии с Решением Крайисполкома и приказом Крайполиграфиздата, редакция газеты «Приханкайская правда» в конце апреля 1962 года была ликвидирована, а с 1 мая стала выходить газета «Маяк коммунизма».
За 50 лет тираж газеты вырос в 5,6 раза. С названием «Маяк коммунизма» она выходила до 29 сентября 1990 года, когда была переименована в «Маяк».
Газета широко освещала материалы по истории, географии, культуре, экономике и экологии, а также социально-бытовые вопросы города и района в годы пятилеток СССР. Общий тираж доходил до 20 тысяч экземпляров. Выходила 3 раза в неделю. До середины 2003 года печаталась в Спасской типографии, затем в городе Арсеньеве.
9 января 2007 года учредителями было принято решение о ликвидации газеты «Маяк». Основанием послужило прекращение финансирования газеты Администрацией Приморского края, Администрацией городского округа Спасск-Дальний и Администрацией Спасского муниципального района.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы редакции: по основной деятельности за 1962-1982 годы, по личному составу за 1930-2007 годы, а также коллекция фотографий за 1986-2004 годы.
Подшивки газет за 1930-2006 годы были переданы в архивный отдел Администрации Спасского муниципального района.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»
Городской отдел коммунального хозяйства был образован в 1935 году.
В июне 1965 года, на основании Решения краевого исполкома и приказа краевого управления коммунального хозяйства, он был переименован в Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства.
На основании Решения Приморского Крайисполкома «О частичной реорганизации в системе управления коммунального хозяйства местных Советов», в феврале 1981 года было создано Управление коммунального хозяйства Спасского горисполкома.
В непосредственном подчинении Управления коммунального хозяйства находился Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства, который по всем вопросам хозяйственно-финансовой деятельности отчитывался перед Управлением коммунального хозяйства, являвшимся вышестоящей организацией.
На основании приказа по Приморскому территориальному предприятию жилищно-коммунального отдела города Владивостока от 2 января 1989 года, Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства был переименован в Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства Спасского горисполкома.
Постановлением Главы администрации города Спасска-Дальнего от 30 января 1992 года было зарегистрировано Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (ММПКХ).
С 1 июля 2003 года, на основании Федерального Закона № 161, прошло очередное переименование – в Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» (МУП «ММПКХ»).
Предприятие предоставляло следующие услуги:
- содержание и ремонт улиц города (в летнее время – текущий ремонт дорог, в зимнее – очистка улиц от снега и подсыпка противогололёдными материалами);
- ремонт и обслуживание ливневых и питьевых колодцев;
- вывоз и утилизация мусора, в т.ч. контейнерная уборка;
- озеленение города и снос аварийных деревьев;
- содержание городской бани;
- ритуальные услуги, в т.ч. содержание городских кладбищ.
В связи с тяжёлым финансово-экономическим положением, большой задолженностью перед бюджетом и по заработной плате из-за отсутствия средств финансирования, с января 2005 года работа предприятия была приостановлена.
На основании Постановления Главы муниципального образования город Спасск-Дальний и Решения Комитета по управлению муниципальным имуществом, в марте 2005 года Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» было ликвидировано.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28 апреля 2005 года была введена процедура наблюдения, а 2 ноября того же года предприятие было признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия: по основной деятельности за 1951-2004 годы и по личному составу за 1948-2005 годы.
«СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЙ ПОЕЗД № 576 АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «БАМСТРОЙПУТЬ»
Строительно-монтажный поезд № 576 (СМП-576) был создан 9 января 1975 года как одно из подразделений Управления строительства «Бамстройпуть» для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Место дислокации – станция Могот Тындинского района Амурской области.
Основная деятельность предприятия: строительство промышленных и гражданских сооружений на железнодорожных станциях, возведение искусственных сооружений при строительстве железных дорог.
В феврале 1981 года СМП-576 в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
1 ноября 1992 года, в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и приказом Минтрансстроя, Управление строительства «Бамстройпуть» было переименовано в Акционерное общество «Бамстройпуть».
1 января 1993 года СМП-576 АО «Бамстройпуть» в полном составе был передислоцирован в город Спасск-Дальний.
В январе 1994 года, на основании Решения конференции Акционерного Общества «Бамстройпуть», СМП-576 был упразднен, и весь личный состав передан в СМП-596, тоже дислоцировавшийся в городе Спасске-Дальнем.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1975-1993 годы.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМП-596»
Строительно-монтажный поезд № 596 был создан 15 марта 1977 года как одно из подразделений Управления строительства «Бамстройпуть» для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Место дислокации – станция Беркакит Нерюнгринского района Якутской АССР.
В апреле 1981 года СМП-596 в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В июне 1994 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» в полном составе был передислоцирован в город Спасск-Дальний.
В январе 1995 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» был преобразован в Общество с ограниченной ответственностью «СМП-596».
Основная деятельность предприятия в Приморском крае: реконструкция и ремонт верхнего строения пути Лучегорского разреза, Новошахтинского разреза. Павловского разреза, реконструкция подъездных путей СКАЦИ, Спасского цементного завода, строительство дороги на Краскино, строительство собственного жилья.
В 1999 году у ООО «СМП-596» образовалась задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
По определению 24 октября 2001 года арбитражный суд применил к должнику процедуру наблюдения и назначил временного управляющего.
По решению арбитражного суда от 13 марта 2002 года ООО «СМП-596» было признано банкротом.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1977-1999 годы.
СПАССКИЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД
Спасский авторемонтный завод начал свою деятельность в 1960 году на базе стационарной авторемонтной мастерской автотранспортного Управления Дальневосточного округа войсковой части 21465, которая находилась на территории города Спасска-Дальнего и просуществовала с 1942 по 1960 годы. Документы, отложившиеся в процессе деятельности мастерской за эти годы, были переданы в архив Министерства обороны СССР.
В сентябре 1960 года приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР стационарная авторемонтная мастерская была переименована в Спасские авторемонтные мастерские.
В декабре 1968 года приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР Спасские авторемонтные мастерские были переименованы в Спасский авторемонтный завод «Дальтрансуправления».
В приказах по личному составу есть сведения, что с 4 октября 1970 года Спасский авторемонтный завод стал Спасским филиалом № 1 Уссурийского авторемонтного завода. Самого приказа о переименовании в документах нет.
В марте 1990 года приказом Уссурийского производственного объединения Дальавторемонта Спасский филиал № 1 Уссурийского авторемонтного завода был ликвидирован и создан самостоятельный Спасский авторемонтный завод.
2 февраля 1996 года Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете по управлению государственным имуществом Спасский авторемонтный завод был объявлен ликвидированным.
На протяжении всей своей деятельности Спасский авторемонтный завод производил капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов, изготовлением и реставрацией запасных частей, нормалей, а также занимался ремонтно-строительными работами, изготовлял товары народного потребления, оказывал транспортные услуги.
В состав предприятия входили: заводоуправление, магазин «Ремонтник», охрана, котельная, моторный, токарный цеха, цех по изготовлению товаров народного потребления, столярный цех, склады и гараж.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1960-1996 годы.
ПРИМОРСКИЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД
15 мая 1946 года в системе треста «Приморсклес» на месте автобазы были созданы центральные ремонтно-механические мастерские (ЦРММ) для укрепления и концентрация службы по ремонту техники для лесозаготовительных предприятий Приморского края.
В наследство от автобазы остались несколько ветхих деревянных построек, около десяти единиц оборудования – весь состав основных производственных фондов определялся суммой в 90 тысяч рублей. Численность производственно-промышленного персонала составляла на январь 1947 года 67 человек.
Мастерские осуществляли ремонт автомобилей, тракторов, прицепов и других механизмов, находящихся на вооружении лесозаготовителей. По мере оснащения лесозаготовительной промышленности более производительным оборудованием, усложнялась и номенклатура.
В 1955-1957 годы производилась модернизация газогенераторных тракторов в дизельные, началось освоение ремонта грузовиков ЗИС-150, электро- и бензопил. Одновременно производилось и расширение производства.
В 1952 году был введён в эксплуатацию механосборочный корпус площадью 2 тысячи квадратных метров, пополнен парк металлообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования. Через 10 лет со дня основания, в 1956 году, выпуск товарной продукции возрос в 8 раз и составил 654 тысячи рублей, численность персонала увеличилась в 3,2 раза. В этот период осуществлялся ремонт 200 автомобилей, 170 тракторов, свыше 250 товарных двигателей. Кроме того, производился ремонт крановых установок, передвижных электростанций, было освоено чугунно-литейное производство.
В 1956 году был освоен ремонт автомобилей МАЗ-200 с дизельным двигателем, а в 1958 году – лесовозов МАЗ-501. В этот период был введён ряд производственных зданий: в 1957 году – котельная, в 1958 году – электроцех. Подготавливалась техническая документация для строительства нового механосборочного цеха площадью 3 тысячи квадратных метров, ввод которого был осуществлен в 1964 году.
В марте 1967 года ремонтно-механические мастерские были переименованы в Спасский авторемонтный завод. В 1968 году, одновременно с переходом завода на новую систему планирования и экономического стимулирования, было начато освоение ремонта автомобилей семейства МАЗ-500.
В своей работе по ремонту дизельных автомобилей завод охватывал Приморский и Хабаровский края, а также Амурскую область.
В мае 1969 года Спасский авторемонтный завод был переименован в Приморский авторемонтный завод.
В 1973 году была завершена реконструкция, которая предусматривала увеличение мощности завода по ремонту автомобилей. При этом были введены в эксплуатацию производственный корпус с блоком бытовых помещений, котельная на три котла, железнодорожный тупик с погрузочной рампой. С 1972 года завод специализировался на ремонте импортной техники – лесовоза КНВФ-12Т и его агрегатов.
В 1976 году завод достиг годового объема по выпуску товарной продукции 4,4 миллиона рублей, численность промышленно-производственного персонала достигла 456 человек. Также был освоен капитальный ремонт козловых и башенных кранов.
В ноябре 1992 года Приморский авторемонтный завод был перерегистрирован в акционерное общество открытого типа, а с июля 1996 года – в открытое акционерное общество.
На основании Решения Арбитражного суда Приморского края от 17 мая 2001 года, ОАО «Приморский авторемонтный завод» был признан несостоятельным (банкротом).
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия: по основной деятельности за 1984-2002 годы и по личному составу за 1946-2003 годы.
Ведущий специалист 3 разряда
архивного отдела Е.С. Кусков
ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА СПАССКА-ДАЛЬНЕГО В ДОКУМЕНТАХ АРХИВНОГО ОТДЕЛА
В прошлом году архивным отделом Администрации городского округа Спасск-Дальний был подготовлен цикл статей, посвящённых истории предприятий лёгкой промышленности, а также организаций, предоставлявших населению различные услуги. В преддверии очередного Дня города предлагаем читателям историю ещё нескольких предприятий и организаций, действовавших на территории Спасска-Дальнего.
РЕДАКЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «МАЯК»
1 октября 1930 года вышел в свет первый номер газеты «Приханкайская правда» органа Спасского районного комитета ВКП(б), райисполкома и райпрофбюро (позже – Спасского городского Совета). Тираж на тот момент составлял 2500 экземпляров. Ответственным редактором был Ф.Д. Хохлов. Газета выходила 2 раза в пятидневку.
1 мая 1962 года редакция газеты «Приханкайская правда», выпустив № 5035, сообщила, что с 5 мая подписчики будут получать межрайонную газету «Маяк коммунизма». В соответствии с Решением Крайисполкома и приказом Крайполиграфиздата, редакция газеты «Приханкайская правда» в конце апреля 1962 года была ликвидирована, а с 1 мая стала выходить газета «Маяк коммунизма».
За 50 лет тираж газеты вырос в 5,6 раза. С названием «Маяк коммунизма» она выходила до 29 сентября 1990 года, когда была переименована в «Маяк».
Газета широко освещала материалы по истории, географии, культуре, экономике и экологии, а также социально-бытовые вопросы города и района в годы пятилеток СССР. Общий тираж доходил до 20 тысяч экземпляров. Выходила 3 раза в неделю. До середины 2003 года печаталась в Спасской типографии, затем в городе Арсеньеве.
9 января 2007 года учредителями было принято решение о ликвидации газеты «Маяк». Основанием послужило прекращение финансирования газеты Администрацией Приморского края, Администрацией городского округа Спасск-Дальний и Администрацией Спасского муниципального района.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы редакции: по основной деятельности за 1962-1982 годы, по личному составу за 1930-2007 годы, а также коллекция фотографий за 1986-2004 годы.
Подшивки газет за 1930-2006 годы были переданы в архивный отдел Администрации Спасского муниципального района.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»
Городской отдел коммунального хозяйства был образован в 1935 году.
В июне 1965 года, на основании Решения краевого исполкома и приказа краевого управления коммунального хозяйства, он был переименован в Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства.
На основании Решения Приморского Крайисполкома «О частичной реорганизации в системе управления коммунального хозяйства местных Советов», в феврале 1981 года было создано Управление коммунального хозяйства Спасского горисполкома.
В непосредственном подчинении Управления коммунального хозяйства находился Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства, который по всем вопросам хозяйственно-финансовой деятельности отчитывался перед Управлением коммунального хозяйства, являвшимся вышестоящей организацией.
На основании приказа по Приморскому территориальному предприятию жилищно-коммунального отдела города Владивостока от 2 января 1989 года, Спасский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства был переименован в Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства Спасского горисполкома.
Постановлением Главы администрации города Спасска-Дальнего от 30 января 1992 года было зарегистрировано Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (ММПКХ).
С 1 июля 2003 года, на основании Федерального Закона № 161, прошло очередное переименование – в Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» (МУП «ММПКХ»).
Предприятие предоставляло следующие услуги:
- содержание и ремонт улиц города (в летнее время – текущий ремонт дорог, в зимнее – очистка улиц от снега и подсыпка противогололёдными материалами);
- ремонт и обслуживание ливневых и питьевых колодцев;
- вывоз и утилизация мусора, в т.ч. контейнерная уборка;
- озеленение города и снос аварийных деревьев;
- содержание городской бани;
- ритуальные услуги, в т.ч. содержание городских кладбищ.
В связи с тяжёлым финансово-экономическим положением, большой задолженностью перед бюджетом и по заработной плате из-за отсутствия средств финансирования, с января 2005 года работа предприятия была приостановлена.
На основании Постановления Главы муниципального образования город Спасск-Дальний и Решения Комитета по управлению муниципальным имуществом, в марте 2005 года Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» было ликвидировано.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28 апреля 2005 года была введена процедура наблюдения, а 2 ноября того же года предприятие было признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия: по основной деятельности за 1951-2004 годы и по личному составу за 1948-2005 годы.
«СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЙ ПОЕЗД № 576 АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «БАМСТРОЙПУТЬ»
Строительно-монтажный поезд № 576 (СМП-576) был создан 9 января 1975 года как одно из подразделений Управления строительства «Бамстройпуть» для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Место дислокации – станция Могот Тындинского района Амурской области.
Основная деятельность предприятия: строительство промышленных и гражданских сооружений на железнодорожных станциях, возведение искусственных сооружений при строительстве железных дорог.
В феврале 1981 года СМП-576 в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
1 ноября 1992 года, в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» и приказом Минтрансстроя, Управление строительства «Бамстройпуть» было переименовано в Акционерное общество «Бамстройпуть».
1 января 1993 года СМП-576 АО «Бамстройпуть» в полном составе был передислоцирован в город Спасск-Дальний.
В январе 1994 года, на основании Решения конференции Акционерного Общества «Бамстройпуть», СМП-576 был упразднен, и весь личный состав передан в СМП-596, тоже дислоцировавшийся в городе Спасске-Дальнем.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1975-1993 годы.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМП-596»
Строительно-монтажный поезд № 596 был создан 15 марта 1977 года как одно из подразделений Управления строительства «Бамстройпуть» для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Место дислокации – станция Беркакит Нерюнгринского района Якутской АССР.
В апреле 1981 года СМП-596 в полном составе был передислоцирован на станцию Хани Нерюнгринского района Якутской АССР для дальнейшего строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
В июне 1994 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» в полном составе был передислоцирован в город Спасск-Дальний.
В январе 1995 года СМП-596 АО «Бамстройпуть» был преобразован в Общество с ограниченной ответственностью «СМП-596».
Основная деятельность предприятия в Приморском крае: реконструкция и ремонт верхнего строения пути Лучегорского разреза, Новошахтинского разреза. Павловского разреза, реконструкция подъездных путей СКАЦИ, Спасского цементного завода, строительство дороги на Краскино, строительство собственного жилья.
В 1999 году у ООО «СМП-596» образовалась задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
По определению 24 октября 2001 года арбитражный суд применил к должнику процедуру наблюдения и назначил временного управляющего.
По решению арбитражного суда от 13 марта 2002 года ООО «СМП-596» было признано банкротом.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1977-1999 годы.
СПАССКИЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД
Спасский авторемонтный завод начал свою деятельность в 1960 году на базе стационарной авторемонтной мастерской автотранспортного Управления Дальневосточного округа войсковой части 21465, которая находилась на территории города Спасска-Дальнего и просуществовала с 1942 по 1960 годы. Документы, отложившиеся в процессе деятельности мастерской за эти годы, были переданы в архив Министерства обороны СССР.
В сентябре 1960 года приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР стационарная авторемонтная мастерская была переименована в Спасские авторемонтные мастерские.
В декабре 1968 года приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР Спасские авторемонтные мастерские были переименованы в Спасский авторемонтный завод «Дальтрансуправления».
В приказах по личному составу есть сведения, что с 4 октября 1970 года Спасский авторемонтный завод стал Спасским филиалом № 1 Уссурийского авторемонтного завода. Самого приказа о переименовании в документах нет.
В марте 1990 года приказом Уссурийского производственного объединения Дальавторемонта Спасский филиал № 1 Уссурийского авторемонтного завода был ликвидирован и создан самостоятельный Спасский авторемонтный завод.
2 февраля 1996 года Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете по управлению государственным имуществом Спасский авторемонтный завод был объявлен ликвидированным.
На протяжении всей своей деятельности Спасский авторемонтный завод производил капитальный ремонт двигателей, агрегатов и узлов, изготовлением и реставрацией запасных частей, нормалей, а также занимался ремонтно-строительными работами, изготовлял товары народного потребления, оказывал транспортные услуги.
В состав предприятия входили: заводоуправление, магазин «Ремонтник», охрана, котельная, моторный, токарный цеха, цех по изготовлению товаров народного потребления, столярный цех, склады и гараж.
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия по личному составу за 1960-1996 годы.
ПРИМОРСКИЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД
15 мая 1946 года в системе треста «Приморсклес» на месте автобазы были созданы центральные ремонтно-механические мастерские (ЦРММ) для укрепления и концентрация службы по ремонту техники для лесозаготовительных предприятий Приморского края.
В наследство от автобазы остались несколько ветхих деревянных построек, около десяти единиц оборудования – весь состав основных производственных фондов определялся суммой в 90 тысяч рублей. Численность производственно-промышленного персонала составляла на январь 1947 года 67 человек.
Мастерские осуществляли ремонт автомобилей, тракторов, прицепов и других механизмов, находящихся на вооружении лесозаготовителей. По мере оснащения лесозаготовительной промышленности более производительным оборудованием, усложнялась и номенклатура.
В 1955-1957 годы производилась модернизация газогенераторных тракторов в дизельные, началось освоение ремонта грузовиков ЗИС-150, электро- и бензопил. Одновременно производилось и расширение производства.
В 1952 году был введён в эксплуатацию механосборочный корпус площадью 2 тысячи квадратных метров, пополнен парк металлообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования. Через 10 лет со дня основания, в 1956 году, выпуск товарной продукции возрос в 8 раз и составил 654 тысячи рублей, численность персонала увеличилась в 3,2 раза. В этот период осуществлялся ремонт 200 автомобилей, 170 тракторов, свыше 250 товарных двигателей. Кроме того, производился ремонт крановых установок, передвижных электростанций, было освоено чугунно-литейное производство.
В 1956 году был освоен ремонт автомобилей МАЗ-200 с дизельным двигателем, а в 1958 году – лесовозов МАЗ-501. В этот период был введён ряд производственных зданий: в 1957 году – котельная, в 1958 году – электроцех. Подготавливалась техническая документация для строительства нового механосборочного цеха площадью 3 тысячи квадратных метров, ввод которого был осуществлен в 1964 году.
В марте 1967 года ремонтно-механические мастерские были переименованы в Спасский авторемонтный завод. В 1968 году, одновременно с переходом завода на новую систему планирования и экономического стимулирования, было начато освоение ремонта автомобилей семейства МАЗ-500.
В своей работе по ремонту дизельных автомобилей завод охватывал Приморский и Хабаровский края, а также Амурскую область.
В мае 1969 года Спасский авторемонтный завод был переименован в Приморский авторемонтный завод.
В 1973 году была завершена реконструкция, которая предусматривала увеличение мощности завода по ремонту автомобилей. При этом были введены в эксплуатацию производственный корпус с блоком бытовых помещений, котельная на три котла, железнодорожный тупик с погрузочной рампой. С 1972 года завод специализировался на ремонте импортной техники – лесовоза КНВФ-12Т и его агрегатов.
В 1976 году завод достиг годового объема по выпуску товарной продукции 4,4 миллиона рублей, численность промышленно-производственного персонала достигла 456 человек. Также был освоен капитальный ремонт козловых и башенных кранов.
В ноябре 1992 года Приморский авторемонтный завод был перерегистрирован в акционерное общество открытого типа, а с июля 1996 года – в открытое акционерное общество.
На основании Решения Арбитражного суда Приморского края от 17 мая 2001 года, ОАО «Приморский авторемонтный завод» был признан несостоятельным (банкротом).
В архивном отделе Администрации городского округа Спасск-Дальний хранятся документы данного предприятия: по основной деятельности за 1984-2002 годы и по личному составу за 1946-2003 годы.
Ведущий специалист 3 разряда
архивного отдела Е.С. Кусков